понедельник, 17 мая 2010 г.

Немного о диафрагме, выдержке и ISO при съёмке на улице

Решила собрать здесь несколько статей для начинающих фото-профи :0) Статьи о диафрагме, выдержке и ISO и о том, как этими инструментами пользоваться для достижения идеальных фотографий...

Итак, поехали...
Краткий пересказ объяснений Сергея Чигарева: "Жонглируем тремя параметрами: ISO - диафрагма - выдержка"
"Итак, Диафрагма – это размер дырки в объективе. (Наверняка уже видели картинки с устройством диафрагмы объектива – с этакими лепестками. Впрочем, это не важно).Чем больше дырка (меньше число) тем меньше ГРИП ( глубина резкости).
- Широкая диафрагма (большая дырка) – например,2.8 – маленькая ГРИП( глубина резкости).
- Узкая диафрагма (маленькая дырка)– например, 16.0 – большая ГРИП( глубина резкости).
- Средняя диафрагма – например, 5.0 – средняя ГРИП(глубина резкости).
Если вы хотите выделить объект резкостью, а все остальное сделать нерезким - нужно уменьшить ГРИП (т.е. "большая дырка" - значение 2.8 - 4 ).
Выдержка. С теорией думаю тут тоже все понятно. Чем короче – тем более короткий миг жизни удастся запечатлеть. Выдержка длиннее чем 1/f грозит шевеленкой (это когда шевеление фотоаппарата смазывет изображение на снимке).
Чувствительность (ISO). Тут все просто, потому как нынче это просто полумифический параметр в цифровой камере. Правило - чем меньше ISO, тем лучше. При больших ISO на фото присутствует больше цифрового шума. Ставить нужно как можно меньшее значение, например 100. Повышаем только по мере необходимости в условиях нехватки света.
Теперь про жонглирование всеми тремя параметрами. Рассмотрим съемку на улице. Пока ничего не говорим про вспышку и съемку в помещении, снимаем просто камерой на улице. Начинаем с ISO. Ставим наименьшее значение, потому как на улице обычно достаточно света. Вот правило которое нужно добавить в прошивку мозга и прошивку эту как можно быстрее запрограммировать. Правило, как ни странно, простое. А именно - при съемке на открытой местности в солнечную погоду ставим выдержку, равную ISO (или чувствительности пленки, если у вас пленочная камера). Сразу пример. Стоит ИСО 100 - значит, ставим на камере выдержку 1/100 сек. Диафрагма при этом 16. ЭТО надо запомнить! Вот просто запомните, про себя проговаривая: "На солнце сто на шестнадцать". "Ну нифига себе, сам говорил что на цифре ставить такую диафрагму бесполезно, а тут на тебе!" - скажете вы и будете правы. Потому как следующим этапом будет творческое определение диафрагмы для конкретного снимка. Пример. Это пейзаж. резкость должна быть и на кустах переднего плана, и на горизонте. Значит нужна диафрагма 8 (довольно узкая диафрагма - довольно большая глубина резкости). Наша цель теперь - подобрать выдержку, которая подходит к диафрагме 8. Это просто. Начинаем перебирать «экспопары»: 1/100 – диафрагма 16 1/200 - диафрагма 11 1/400 – диафрагма 8. . . . . . . .Не придирайтесь, что на камере нет выдержки 1/400 cек. Наверняка есть 1/320, вот ее и поставьте, а потом поймете. (Те, кто сейчас кричит про обычную градацию выдержек типа 125, 250, 500, пусть кричат и ставят 1/500, но у нас изначально камера цифровая, и мы постигаем теоретические истины). Не забывайте, что речь пока идет про солнечную погоду и открытую местность. Думаю, на этом этапе полезно еще раз поиграть камерой в режиме приоритета диафрагмы или приоритета выдержки и понять еще раз, что такое экспопара. Поняли? Теперь представьте что вы снимаете портрет с солнечным освещением и решили, что нужна диафрагма 4, чтобы выделить только лицо человека. Какая будет выдержка? (Ответ. Продолжаем ряд экспопар:1/400 – диафрагма 8 1/800 – диафрагма 5.6 1/1600 – диафрагма 4 – вот она!)Разобранная ситуация однобокая, потому как снимаете вы не только в солнечную погоду. Поэтому сделаем поправки на другие погоды. В свое время классно это было сделано у ф/а “Смена”, там были нарисованы символы погоды. Так вот следующей ступенью будет разбор погоды. Итак, еще раз правило: (Х - установленное ISO на фотокамере или чувствительность фотопленки) выдержка = 1/X
Подбираем диафрагму:
16 - солнце
11 - в тени от солнца
8 - солнце закрыла легкая тучка
5.6 - в тени солнца, которое закрыла легкая тучка
4 - облачно
2.8 - пасмурно
2 - полная ж...
В крайних случаях рекомендуется пользоваться встроенным экспонометром камеры. Подведем итог.
Действия при съемке на улице.
Разберем на примере. Исходные условия - солнце за тучей, сюжет требует малой глубины резкости, ISO 100. Решение. Определим исходную экспопару – ISO 100, значит, выдержка 1/100. Освещение – солнце за тучей, значит, диафрагма 8. Получена экспопара 100/8. Сюжет требует малой ГРИП, значит, стремимся к максимально широкой диафрагме.
Перебираем:
100 - 8
200 - 5.6
400 - 4
800 - 2.8
Если последняя пара устраивает, то ставим выдержку 1/1000 и диафрагму 2.8.
Итак, при съемке на улице в режиме приоритета выдержки 1/X, обращайте внимание, что вам рекомендует камера. Запоминайте состояние природы в цифрах. Со временем начнете для себя фиксировать прогноз погоды в значениях диафрагмы и сможете рассказать нам погоду в вашем городе одной цифрой. "

Комментариев нет:

Отправить комментарий